+7 (495) 651-62-81
info@pcm.ru

Главная > О компании > Пресса

Физический ритейл: цифровизация продолжается

9 сентября 2022
Среди экспертов статьи IT Channel News (ранее – CRN/RE) про ИТ-инфраструктуру в ритейле - Ольга Карташёва, руководитель отдела продаж POWERCOM в России.

Дата: 09 сентября 2022
Издание: IT Channel News
Автор: Александр Маляревский

it channel news

Особенностью ситуации с развитием ИТ в физическом ритейле является необходимость отвечать как на общие вызовы рынка, так и на внутренние — растущее давление со стороны интернет-ритейла. У e-commerce, разумеется, есть свои особенности и проблемы, но про фулфилмент и маркетплейсы мы уже говорили, а сейчас сосредоточимся на происходящем в традиционном ритейле.

Покупательная способность падает, e-commerce растет

На интернет-покупки россияне в первом полугодии потратили 2,3 трлн руб., что в 1,5 раза больше, чем годом ранее, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные Ассоциации компаний интернет-торговли. При этом основу роста обеспечили российские е-ритейлеры, так как объем трансграничных онлайн-покупок за отчетный период снизились на 27% год-к-году и составил всего 103 млрд руб. Доля интернет-торговли в общем объеме российских розничных продаж выросла с 8,8 до 11,2% по итогам полугодия, и, судя по всему, рост будет продолжен. В России один из самых развитых онлайн-ритейлов, отмечает Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM: «Ни в одной другой стране нет такого количества приложений, онлайн-магазинов, маркетплейсов, когда даже самый небольшой ИП продает свои товары по всей стране и с минимальными сроками доставки».

Очевидно, что дополнительные миллиарды оборота e-commerce отобраны у традиционного ритейла. Что в такой ситуации делать традиционной рознице? Развиваться ударными темпами!

Развитие: экстенсивное и интенсивное

Несмотря на перемены на рынке, ритейлеры вне зависимости от формата — «у дома», «дискаунтер», «гипермаркеты» — продолжают активное развитие, в частности, открывают новые точки, отмечено в собственном исследовании «Сбера», получившем название «Ритейл-тренды: рынок торговли в 2022 году». Аналитики подчеркивают, что одним из выраженных трендов является стратегическая экспансия сетей. Однако не всем хватит ресурсов для реализации планов экспансии.

«Из-за переориентирования покупательской способности многие ритейлеры могут приостановить свои инвестиционные программы, снизить прогнозы по количеству открываемых точек и переориентироваться на развитие и поддержку существующих активов», — говорит Олег Аксенов, директора Центра ИТ-решений компании «ЛАНИТ-Интеграция».

Ольга Карташёва

Ольга Карташёва

Коротко о главном с Ольгой Карташёвой, руководителем отдела продаж POWERCOM в России

Как организуется защита электропитания в ритейле?

Есть два концептуальных подхода к защите электропитания: распределённая и централизованная система бесперебойного питания. Если говорить о первом подходе, то это защита рабочих мест в офисах, касс в магазинах, различных видов аварийного освещения, видеонаблюдения, серверов разного уровня в магазинах и в распределительных центрах, терминалов самообслуживания — в этом случае используется одно устройство на каждую задачу. Централизованная система подразумевает защиту всей инфраструктуры объекта одним трехфазным устройством, что позволяет эффективно реализовать различные варианты резервирования ИБП, а также наращивать мощность системы по мере роста мощности нагрузки на объекте.

Особенность ритейлеров в России состоит в том, что их много, они разные, с различными подходами к обеспечению бесперебойного питания. За 20 лет присутствия на рынке РФ POWERCOM накопил колоссальный опыт успешной реализации проектов по защите ИТ-инфраструктуры в ритейле.

Какой ассортимент POWERCOM сможет решить текущие задачи заказчиков?

В текущих реалиях, когда заказчики столкнулись с невозможностью закупок оборудования привычных им производителей, важно обеспечить их качественным продуктом, который сможет стать новым корпоративным стандартом. Несмотря на то, что 100% аналог привычного им устройства не всегда возможен, заказчик может быть уверен, что в линейке POWERCOM есть решение для любых задач. POWERCOM производит ИБП всех топологий, в том числе и современные трехфазные системы, более того, наличие собственного производства и R&D-службы позволяет вносить изменения в серийные модели под нужды конкретного проекта.

В свете 35-летнего юбилея завода POWERCOM — насколько широки ваши производственные возможности? В каком ритме идут сегодня поставки в Россию?

Производственные площади POWERCOM составляют 50 000 кв. м, это позволяет изготавливать 250 000 единиц продукции в месяц. Оперативно оценив ситуацию, мы приняли комплекс мер, которые позволили продолжить эффективную работу в РФ и обеспечить поставки оборудования партнёрам и заказчикам без перебоев. Ни один из наших дистрибьюторов не потерял свой товар в пути, мы не подвели ни одного заказчика и выполнили все обязательства перед ними, что позволило повысить лояльность к нам, как к производителю и надежному партнеру.

Также важен путь интенсификации. Ритейлеры как в новых торговых точках, так и в существующих активно внедряют различные решения для снижения накладных расходов и интенсификации продаж, а также оптимизируя склады с логистикой, ассортимент и ценовую политику. Напомним, что структура ритейла шире собственно торговых площадей, она также включает склады и центральные офисы. Требования к складам у ритейлеров практически одинаковы с бизнесами других специализаций, поэтому и ИТ-инфраструктура на них традиционна. Тренды для офисов также почти одинаковые. «Это переход от „монолитов“ к сервисному подходу, увеличение использования „облачной“ инфраструктуры, фокус на работу с Big Data», — говорит Олег Сенчук, партнер «Лиги Цифровой Экономики».

Для торговых точек создают сложные специализированные ИТ-решения. Все жестче становятся требования к удельному росту продаж — на работника, на кассу, на квадратный метр торговой площади и т. д. Это означает повышенные требования к ИТ-рельефу с учетом особенностей торговых операций.

Торговый зал = ИТ-компания?

«Каждая точка — отдельное предприятие со своим аппаратным и программным обеспечением: начиная с POS-терминалов и заканчивая оборудованием в торговых залах, — говорит г-н Сенчук. Заметим, что оборудование торговых залов — по сути, периферия специализированной IIoT-системы — может быть самым разным.

Внедрение различного торгового оборудования служит одной цели: повышению рентабельности. Для этого, как обычно, во-первых, нужно повысить доходы за счет увеличения продаж и интенсификации работы сотрудников — инструментов много в рассматриваемом нами классе устройств: от более удобных кассовых аппаратов до digital signage. Во-вторых, нужно снизить накладные расходы, что следует трактовать максимально широко: от уменьшения трат на отопление/охлаждение/вентиляцию до антифрода, от видеоаналитики до СКУДа, от разворачивания терминалов самообслуживания до широкого внедрения «электронных ценников».

Нужные модели и даже классы оборудования, разумеется, варьируются в зависимости от множества факторов, например, от профиля торговой точки, размера торговых площадей и т. д. Есть нюансы, связанные со спецификой процессов каждого сегмента ритейла и объема бизнеса, отмечает г-н Сенчук: кто, что и кому продает, в розницу или оптом, большая это торговая сеть или маленький магазин.

Компоненты для инфраструктуры и предпочтения ритейлеров

Ключевые отличия требований российского ритейла определяют географические особенности страны, говорит Ольга Карташёва, руководитель отдела продаж POWERCOM: «Торговые сети имеют большое количество розничных точек и пунктов выдачи, рассредоточенных на большом расстоянии друг от друга и удалении от центра». Чтобы обеспечить качественную работу с ритейлером, вендору необходимо иметь отлаженную работу службы сервиса и разветвленную сеть технических центров на всей территории России, отмечает г-жа Карташёва.

Регионы с плохой сетевой связанностью и логистической доступностью требуют особого внимания, напоминает Алина Жигалова.

Ритейлеры умеют считать деньги, поэтому очень внимательно относятся к стоимости как разворачивания ИТ-решений, так и владения ими. В ряде случаев нужна кастомизация, причем реализованная на уровне вендора. Например, производитель источников бесперебойного питания должен иметь возможность оперативно вносить изменения в ПО ИБП, чтобы обеспечить контроль именно тех параметров, которые необходимы конкретному заказчику, отмечает г-жа Карташёва.

Решения, расположенные в торговых залах, имеют определенные особенности: оборудование часто находится за пределами открытых контуров, поэтому доступно для посторонних. Следовательно, в ряде случаев ему нужна повышенная прочность или даже наличие антивандальной защиты. Оборудования у ритейлера много, поэтому для снижения стоимости владения нужно упрощенное управление, причем лучше удаленное, а также унификация.

Заметим, что систем у ритейлера много, поэтому для их построения нужно выбирать компоненты, позволяющие применять единую систему мониторинга для оборудования разных классов. Это касается даже источников бесперебойного питания. «Система мониторинга может быть той или иной, важно, чтобы оборудование для защиты электропитания можно было „прописать“ в любую используемую заказчиком систему мониторинга», — говорит г-жа Карташёва.

Вместо заключения

«В текущей ситуации строить прогнозы сложно, но по интересу заказчиков к нашему оборудованию можно предположить, что ИТ-инфраструктура в ритейле будет развиваться», — говорит г-жа Карташёва.

Однако есть проблема: ресурсов мало на развитие, а значительную часть потребует импортозамещение. Проблемы импортозамещения актуальны для ритейлеров как в офисах и на складах, так и в торговых точках.

«Стоит отметить новый тренд, который обусловлен текущей ситуацией в мире — формирование безопасной ИТ-инфраструктуры, в том числе уменьшение зависимости от импортного ПО», — говорит г-н Сенчук.

Ритейл всегда был одним из главных потребителей сервисов «облачного» рынка, отмечает г-жа Жигалова, и тренд на широкое применение cloud-решений в ближайшем будущем будет сохранен.

Санкции создают проблемы не только для софта, но и для харда. «Торговые сети попали под ограничения поставок торгового оборудования, например, касс самообслуживания или оптических сканеров и закупок лицензий ПО», — говорит г-н Алексеев и отмечает, что будет постепенная миграция в сторону санкционно-независимых комплексов, как программных, так и аппаратных.

Источник: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=164018

Читайте также:

9 июля 2021
Как модернизировать защиту электропитания с минимальными затратами

itWeek опубликовал интервью с Дмитрием Шпанько, директором по сервису российского представительства Powercom. Говорили о том, по каким направлениям наблюдается рост потребности в ИБП, какая функциональность этих устройств наиболее востребована заказчиками и в чём заключается практическая важность такого показателя, как КПД.

2 марта 2021
Тотальный контроль или презумпция доверия?

Автор издания CRN опросила экспертов, какой практики придерживаются в российских ИТ-компаниях в рамках организации дистанционной работы. Среди спикеров - глава представительства Powercom в России Андрей Маркин.

7 июля 2020
Powercom SPIDER SPD-1100U LCD: ЗОЖ для оборудования

Журнал IT Expert опубликовал обзор ИБП и удостоил его награды "Выбор эксперта"

Используя наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных.
Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения. Подробнее
Подробнее
Хорошо